www.mcx.ru / Главная / Пресс-служба / Публикации 27.05.2016
расширенный поиск
версия для печати


Подмосковные сельхозкооперативы получат грантов почти 60 миллионов рублей  |  «Вайенштефан»

По информации министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, 12 января 2016 года на заседании Правительства Московской области принято постановление Правительства Московской области «О реализации мероприятий по грантовой поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Московской области».

В соответствии с постановлением грантовая поддержка на развитие материально-технической базы предоставляется сельскохозяйственным потребительским кооперативам, прошедшим отбор Конкурсной комиссией Московской области и занимающимся заготовкой, хранением, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции (молоко, мясо, рыба, аквакультура, картофель, грибы, овощи, плоды и ягоды, в том числе дикорастущие). Максимальный размер гранта в расчёте на один сельскохозяйственный потребительский кооператив в Московской области устанавливается в сумме, не превышающей 70 млн. рублей, и не более 60 процентов затрат на развитие материально-технической базы кооператива.

В 2016 году объём финансирования из регионального бюджета по данному направлению составляет 17,5 млн. рублей. Дополнительно на условиях софинансирования планируется привлечь средства федерального бюджета в объеме 40,8 млн. рублей.

Сельскохозяйственная кооперация – система кооперативов и их союзов, созданных сельхозтоваропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей.

Основные принципы кооперации: территориальная близость, знакомство и доверие между участниками кооператива; активное участие члена в деятельности кооператива; демократическое управление (один член – один голос); автономность и независимость (имущественная и юридическая самостоятельность); субсидиарная ответственность членов по обязательствам кооператива.

Суть кооперации – объединение усилий для достижения целей, которых невозможно добиться в одиночку.

Существует четыре вида потребительских кооперативов: сбытовые, выгода от которых в дополнительном доходе за счёт объёма товара; перерабатывающие, выгода от которых в дополнительном доходе за счёт продажи переработанного продукта; снабженческие, выгода от которых в экономии от приобретения сырья и ресурсов на оптовых условиях; обслуживающие (в том числе, кредитные), выгода от которых в экономии на издержках по привлечению заёмных средств, объединении залогов, более выгодных условиях по кредитным договорам.

Из международного опыта можно привести систему сельскохозяйственной кооперации на примере компании «Valio» (Финляндия). Концерном «Valio» владеют 17 молочных кооперативов, в которых состоят 7,4 тысячи фермеров-производителей молока. Производство и сбыт работают на фиксированной норме прибыли, что позволяет основную часть добавленной стоимости «возвращать» производителю.

В случае работы системы кооперативов существенно ощущается социальная, экономическая и бюджетная эффективность как для фермера, так и для государства. Для фермера это выражено в повышении своей конкурентоспособности, увеличении объёмов производства, ускорении процессов модернизации, повышении уровня и продолжительности жизни. Для государства это выражено развитием сельских территорий, увеличением налоговых поступлений, созданием продовольственной безопасности и решению вопроса импортозамещения, формированию основ гражданского общества.

Основными проблемами развития сельскохозяйственной кооперации в Московской области являются: недостаточный уровень информационной и организационной обеспеченности, что объясняется малым количеством высококвалифицированных руководителей кооперативов, разобщённость и проблема взаимного доверия, боязнь субсидиарной ответственности, отсутствие мотивации в создании кооператива. Решением проблемы могло бы быть усиление деятельности Федерального центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК, организация более тесной работы с фермерами на муниципальном уровне, оказание информационной, юридической и организационной поддержки органами местного самоуправления, формирование положительного восприятия понятия «Кооператив» путём проведения масштабной просветительской работы на местах. Второй проблемой развития системы сельхозкооперации в Московской области является недостаточный уровень государственной поддержки и общие проблемы финансово-экономического характера, что выражается в недостаточности льгот и привилегий на стадии создания и первых лет развития, проблеме стартового капитала, высокой стоимости кредитных и заёмных средств, убыточности социально-значимых видов деятельности на сельских территориях. Реальным выходом могло бы стать соучастие государства в формировании стартового капитала, предоставление субсидий и грантов на развитие современной материально-технической базы; возмещение части расходов на уплату процентов по долгосрочным кредитам. Третьей проблемой является отсутствие проблемы сбыта продукции, что выражается в низкой рентабельности производства, наличии наценки посредников и сетей, отсутствии стимулов роста. Решением могло бы быть участие кооперативов в программе сбытовых центров «Фермер Подмосковья», государственная поддержка по выделению площадок и разработке проектно-сметной документации для строительства и развития кооперативных рынков.

Нами рекомендована поэтапная реализация мероприятий по созданию кооператива: выявление на муниципальном уровне потенциальных членов кооперативов и их лидеров, проведение ознакомительных совещаний с главами районов и специалистами, организация опроса и анкетирования потенциальных членов, анализ осуществимости проекта, создание бизнес-плана, определение правовых аспектов и составление устава кооператива, регистрация кооператива и реализация бизнес-плана.

Наиболее рационально создать и развить пять зональных кооперативов Московской области: Дмитровский, Сергиево-Посадский, Волоколамский, Ступинский и Коломенский. В каждом из кооперативов создать реально работающие направления: сбытовое, снабженческое, перерабатывающее, обслуживающее и кредитное.

Объединение фермеров в сельскохозяйственную кооперацию способствует развитию малых форм хозяйствования, повышению технологичности производства, увеличению объёмов и улучшению качества сельхозпродукции, и как следствие – удовлетворению потребностей населения московского региона в отечественной продукции.

Качество сельскохозяйственной продукции у фермеров всегда было и будет гораздо выше, чем в холдингах. Фермеры должны чувствовать себя более защищёнными во всех сферах. Немаловажна не только финансовая, но и юридическая, и административная, и информационная поддержка. Оставлять крестьянина один на один со своей проблемой – путь к банкротству фермерских хозяйств. Взять на себя это бремя должны и кооперативы, и муниципалитеты, и информационно-консультационные службы Минсельхоза России, и аграрные журналисты.

Дата публикации: 02.02.2016 05:32:00
Дата последнего изменения: 02.02.2016 00:54:18

Источник: Вайенштефан


  
План Государственная программа на 2013-2020 годы Госпрограмма развития рыбохозяйственного комплекса
 
Президент России Федеральное собрание Российской Федерации Правительство Российской Федерации Верховный суд Российской Федерации
Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров Информация о государственных (муниципальных) учреждениях Общественный совет при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации Росагропромсоюз
Профсоюз работников АПК России Совет ветеранов Минсельхоза России Агро-ТВ Росагролизинг
Россия, 107139
Москва, Орликов переулок, 1/11
Справочная служба
тел. +7 (495) 607-80-00
факс. +7 (495) 607-83-62
email: info@mcx.ru
Интернет-портал Министерства Сельского хозяйства Российской федерации
Все права защищены

Схема проезда
©2002-2016