www.mcx.ru / Главная / 11.12.2016
расширенный поиск
версия для печати


Выступление заместителя министра сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрия Юрьева на пресс-конференции в пресс-центре РИА Новости 24 января 2013 года

За последние 5 лет в сельском хозяйстве удалось существенно нарастить сельхозпроизводство, это было приоритетной задачей Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы. Меры государственной поддержки инициировали приток частных инвестиций в  производство. По итогам 2012 года совокупный инвестиционный портфель составил около 1,8 триллиона рублей. И как результат инвестиций, полученный рост в отрасли обеспечил продовольственную независимость по целому ряду продукции.

Однако приходится констатировать, что темпы роста в перерабатывающей отрасли оказались ниже, что вызвано нехваткой и изношенностью производственных мощностей. Важным принципом новой госпрограммы является сбалансированность производства продукции с ее дальнейшей переработкой и последующей реализацией. Целесообразно, сохраняя рост производственных показателей, наращивать мощности по переработке пищевой промышленности, развивать логистику и инфраструктуру продовольственных рынков.

В новую Госпрограмму вошли как меры государственной поддержки, доказавшие свою эффективность в течение последних пяти лет, так и новые направления. Новшествами Госпрограммы являются:

постепенный переход от прямого субсидирования производства к поддержке доходности отрасли. С 2013 г. вводятся выплаты сельхозпроизводителям на 1 га посевных площадей в зависимости от интенсивности использования посевных площадей в регионе и состояния плодородия почв (от 15,2 млрд. руб. в 2013 г. до 37,6 млрд. руб. в 2020 г.);

с учетом стратегических приоритетов в отдельную подпрограмму выделено «развитие мясного скотоводства» (6,8 - 9,5 млрд. руб. ежегодно);

стимулом для развития молочного производства должен стать новый вид поддержки: субсидии на 1 кг реализованного товарного молока  (9,5-12,5 млрд. руб. ежегодно);

на поддержку малого и среднего бизнеса на селе направлена грантовая поддержка начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. Эта мера поддержки впервые была опробована в 2012 году и показала свою высокую эффективность. Было создано более 2000 семейных животноводческих ферм и фермерских хозяйств. В новой госпрограмме это мера поддержки выделена в отдельную подпрограмму с объемом финансирования 84 млрд. руб. (8,6-12,2 млрд. руб. ежегодно). Это позволит к 2020 году создать дополнительно 14000 КФХ, которые обеспечат работой более 42 000 жителей сельских территорий.

на модернизацию производства нацелена программа по обновлению сельхозтехники через «Росагролизинг» и реализацию отечественных сельхозмашин со скидкой (2,3 млрд. руб. в 2013 году и 2 млрд. руб. ежегодно)

впервые в список получателей субсидируемых инвесткредитов добавлены переработчики сельхозпродукции. Данный вопрос был основным предметом межведомственных споров. Однако министру сельского хозяйства Николаю Федорову удалось доказать, что поддержка переработки не менее важна в товаропроводящей цепочке «от поля до прилавка». Мы считаем, что такая мера поддержки перерабатывающей отрасли позволит сократить импорт в ряде продовольственных сегментов, а также увеличит потребление российскими гражданами качественной отечественной продукции. (в среднем 44 млрд. руб. ежегодно).

В отношении мер государственной поддержки в условиях ВТО. Чтобы соответствовать требованиям ВТО, мы отказались от мер прямого субсидирования кредитов на проведение сезонных работ, приобретения удобрений и средств химизации. С 2013 года мы переходим к более эффективным мерам, например таким, как «несвязанная» поддержка доходности в отрасли – субсидии на 1 га посевных площадей.

Особенно актуально – максимально задействовать инструментарий «зеленой корзины», не оказывающий искажающее воздействие на торговлю. Мы работаем над новыми направлениями государственной поддержки, которые  могут применяться без ограничений.

Чтобы добавить конкретики, речь, в том числе, идет о развитии системы социального питания. Социальное питание, мы рассматриваем, как оказание внутренней продовольственной помощи. Для Минсельхоза России это, прежде всего, является важным инструментом поддержки отечественного сельского хозяйства и пищевой промышленности, так как позволит обеспечить устойчивый сбыт продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Социальное питание относится к мерам зеленой корзины и широко применяется зарубежными странами, которые входят в ВТО, в частности США. Бюджет Минсельхоза и торговли США на 73% составляет помощь по программам соц.питания, а это 102 миллиарда долларов США.

Эта мера поддержки впервые зафиксирована в новой госпрограмме. Речь идет о питании в учреждениях социальной сферы, беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Это 32,5 млн. человек при объеме годового потребления порядка 8 млн. тонн сельскохозяйственной продукции и продовольствия на сумму более 400 млрд. рублей. Это фактическая потребность, которая на данный момент существует в нашей стране, потенциальная потребность по рациональным нормам здорового питания оценивается экспертами в 11 млн. тонн. продовольствия на сумму 640 млрд. рублей. Финансирование на поддержку системы социального питания пока не выделено, однако Минсельхоз России работает в этом направлении и уже в ближайшие два года этот вопрос будет решен. Мы считаем, что такая мера поддержки – отличный экономический стимул для отечественных фермеров, который позволит сформировать новую систему производства, переработки, поставок и реализации сельскохозяйственной и готовой продукции.

Возвращаясь к вопросу действующих с 2013 года новых мер поддержки. Я хотел бы подробно остановиться на трех: субсидии на 1 га пашни, так называемая «несвязанная» поддержка доходов сельхозпроизводителей в области растениеводства, субсидии на 1 килограмм реализованного товарного молока и субсидирование кредитов.

Итак, что касается несвязанной поддержки, мы установили показатель, позволяющий, на наш взгляд, более эффективно предоставлять субсидии. Это уровень интенсивности использования посевных площадей в регионе, стимулирующий увеличение посевных площадей с одновременным повышением их продуктивности, в том числе и за счет сохранения и восстановления плодородия почв. То есть размеры ставок субсидий рассчитываются с применением индекса, учитывающего состояние плодородия почв и интенсивности использования посевных площадей. Размер субсидий обратно пропорционален показателю почвенного плодородия, что оказывает корректирующее повышающее влияние на размер субсидий.

Утверждена минимальная ставка субсидии, которая обеспечит минимально гарантированный объем господдержки и равномерное распределение субсидий. Соотношение минимальной и надбавочной частей субсидии – 60% и 40% соответственно.

Интенсивность использования посевных площадей определяется от объема производства продукции растениеводства. Нами утверждены коэффициенты перевода всех видов сельхозкультур в зерновые единицы для определения общего объема производства продукции растениеводства в регионе в пересчете на зерновой эквивалент.

Значение показателя почвенного плодородия рассчитывается на основании результатов государственного учета показателей состояния плодородия земель сельхозназначения, проводимого агрохимслужбами.

Лимит средств на период 2013-2020 гг. составляет 197,3 млрд. руб. В 2013 году запланировано 15,2 млрд. рублей. Сразу хочу обратить ваше внимание, что не стоит сравнивать меры поддержки на 1 пашни в России с погектарными субсидиями в Европе. В России помимо погектарной поддержки действует еще целый ряд других мер поддержки, это и субсидирование кредитов и страхования, поддержка элитного семеноводства, многолетних насаждений и виноградников, тепличного растениеводства, поддержка малых форм хозяйствования и экономически значимых региональных программ. В общей сложности на развитие растениеводства до 2020 года запланировано 466 млрд. рублей.

Возвращаясь к вопросу об объемах финансирования на 1 га пашни, повторюсь, что это новая мера, которая будет впервые опробована в 2013 году. Уже сейчас Минсельхоз рассматривает вопрос о наращивании объемов финансирования по этому направлению и Правительство нас поддерживает.

О субсидиях на 1 кг реализованного товарного молока.

Мы установили дифференцированный подход к субсидированию молока высшего и первого сорта в соотношении 3:1. По усредненным расчетам Минсельхоза, субсидия на 1 литр молока составит 1,2 руб. для молока высшего сорта и 40 коп. для молока первого сорта.

Мы утвердили параметры, подлежащего к субсидированию молока, по содержанию жира не ниже 3,4% и белка не ниже 3% в 2013 году с эволюцией этих параметров к 2016 году до значений 3,8% и 3,2%.

Получателями субсидий будут СХП и КФХ.

Начиная с 2016 года, обязательным условием получения субсидий станет выполнения требований по выходу телят. Начиная с 76 и до 80 телят в расчете на 100 коров. Это обеспечит воспроизводство молочного стада.

Лимит средств на период 2013-2020 гг. составляет 87,5 млрд. руб.

Госпрограмма не предусматривает  выделение лимитов средств непосредственно переработчикам молока отдельной строкой, но есть поддержка перерабатывающей промышленности, в том числе молочной:

в рамках поддержки экономически значимых региональных программ – лимит средств 80,8 млрд. руб.

в рамках субсидирования кредитов – лимит средств 253,5 млрд. руб.

Что касается субсидирования инвестиционных кредитов.

Впервые в список получателей субсидируемых инвесткредитов добавлены переработчики сельхозпродукции.

Теперь сельхозтоваропроизводители, занимающиеся мясным скотоводством, смогут получить субсидии на кредиты сроком до 15 лет.

В новом году при субсидировании процентной ставки по инвесткредитам из федерального бюджета будет компенсироваться 2/3 ставки рефинансирования ЦБ и в пределах 1/3, но не менее 20% ставки рефинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации. Исключение сделано для производителей молока – в размере 80% ставки рефинансирования  из средств федерального бюджета и не менее 20% ставки из региональных бюджетов, а также производителей мяса крупного рогатого скота – в размере 100% ставки рефинансирования из средств федерального бюджета и в пределах 3 процентных пунктов сверх ставки рефинансирования из региональных бюджетов. По кредитным договорам, заключенным до 2013 года, сохраняются прежние условия.

Лимит средств на период 2013-2020 гг. составляет 352 млрд. руб. В 2013 году запланировано 42 млрд. рублей.


Дата публикации: 24.01.2013 16:15:00
Дата последнего изменения: 24.01.2013 16:28:05
Президент России Федеральное собрание Российской Федерации Правительство Российской Федерации Верховный суд Российской Федерации
Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров Информация о государственных (муниципальных) учреждениях Росагропромсоюз Объединенная зерновая компания
Профсоюз работников АПК России Совет ветеранов Минсельхоза России Агро-ТВ Росагролизинг
Россия, 107139
Москва, Орликов переулок, 1/11
Справочная служба
тел. +7 (495) 607-80-00
факс. +7 (495) 607-83-62
email: info@mcx.ru
Интернет-портал Министерства Сельского хозяйства Российской федерации
Все права защищены

Схема проезда
©2002-2016